Монтессори. О чем не расскажут в учебниках

ненасилие

Для того, чтобы был мир, необходимо воспитывать мир, а не соперничество.

На самом деле, полностью фраза звучит так:

Todo el mundo habla de paz, pero nadie educa para la paz. La gente educa para la competencia, y la competencia es el principio de cualquier guerra.

Все говорят о мире, но никто не обучает миру. Люди учатся конкуренции, а конкуренция — начало любой войны.

Это Пабло Липницки (Pablo Lipnizky), аргентинский педагог и директор Монтессори-школы в Боготе, Колумбия. Цитата взята из фильма «Запретное образование» / La Educación Prohibida, выпущенного в 2012 году и имевшего довольно широкий резонанс в педагогических кругах ряда стран Европы и Латинской Америки.

Что хочется добавить к этим замечательным словам.

Липницки бесконечно прав: все уходит корнями в существующую модель обучения по принципу состязательности, а состязательность — «мать» любого противостояния, в том числе вооруженного. Но есть нечто более ужасное. А именно то, как незаметно нам прививали в детстве лояльное отношение к самому вооруженному насилию и оправдывали его применение. И то, как мы воспроизводим это сейчас на наших собственных детях.

Обучение насилию

Вспомним для начала наше собственное детство. Действительно, никто и никогда — ни наши родители, ни педагоги, ни прочие «взрослые» — не учил нас не нуждаться и не участвовать в поддержке кровавого механизма защиты жизни и родины. Напротив, нас сызмальства убеждали, что его применение оправдано и необходимо. Нас уверяли в допустимости «справедливого» — ответного и превентивного — насилия и угроз, чтобы мы абсолютно спокойно воспринимали их как естественное сопровождение нашей жизни. Мы не учили и не знаем другой истории, где одна битва сменяет другую, где люди уничтожают друг друга за ресурсы и территории, где отвоеванный суверенитет, приращение земель и получение власти возводится в высочайшие заслуги. Мы не учились и не умеем жить без услуг полиции, армии, флота и прочих силовых структур, основной инструмент которых – кровопролитие и угроза его применения.

Повзрослев, мы не только становимся активными участниками, моральной, нравственной и материальной опорой существующего механизма насилия, но и своим безразличием продолжаем поддерживать лояльное отношение к нему у окружающих нас людей — родных, близких, знакомых, друзей, коллег, партнеров…

Однако страшнее другое.

Мы не даем выбора

Вслед за этим мы воспроизводим тот же самый механизм на собственных детях. Мы превращаем их в «должников насилия» с самого рождения. Мы не даем им никакого выбора, с младенчества приучая не замечать и не придавать значения кровавому фундаменту общей безопасности, безропотно оплачивать его на протяжении всей своей жизни, а в самом худшем случае – быть готовыми самим убивать и калечить людей.

Вы учите своего ребенка не отвечать ударом на удар, оскорблением на оскорбление? Учите его быть вежливым, уметь вести дискуссию и прислушиваться к мнению других людей? Возможно, он вырастет воспитанным и сильным человеком, но наравне со всеми будет продолжать участвовать в угрозах и убийствах — изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год. И когда однажды он спросит вас: «Почему ты позволил мне привыкнуть к насилию?», вам нечего будет ему ответить.

Потому что наше преступление против жизни людей относится не только к детям. Оно всеобщее: мы налагаем обязательство и «долг» насилия и на себя, и на других — прежде всего, своих невольных соотечественников и единоверцев. Мы полагаем, что имеем непреложное право на их жизни, которые в действительности нам не принадлежат. Мы опираемся на это наше квази-право, полагая его за истинное право; опираемся на него всей нашей жизнью и всю нашу жизнь.

Причина только ли в системе образования? Или это, в первую очередь, наш собственный страх — посмотреть правде в глаза и хотя бы допустить, что есть альтернатива угрозам и убийствам?

А ведь самое главное этому подтверждение — ближе, чем вы думаете. Я, например, хорошо помню свою прабабушку. Наша с ней история охватывает четыре поколения, т.е. примерно 100 лет. А она, возможно, видела и помнила свою. Если отсчитать так назад (по четыре поколения) всего 10 раз, а потом еще 10 — мы окажемся среди современников Христа. То есть Он от нас всего в двадцати шагах. А многие так вообще носят Его у самого сердца…

В образе ребенка ко всем людям приходит Христос

Мария Монтессори

 

Еще по этой теме:

  • Свобода совести, которой у нас нет
    Оцените реальную степень свободы своей совести. Вспомните, на что мы идем (и от чего не хотим отказаться) ради своего спокойствия и безопасности.…
  • ненасилие перекуем мечи на орала
    Альтернативный мирный налог. Наше право не оплачивать убийства
    Что противопоставить закону, который превращает людей в убийц? В прямом смысле слова, без преувеличений… Наверное, лучшим выбором будет закон смирения и …
  • Академик Гусейнов о непротивлении злу насилием
    Академик А.А. Гусейнов: Ненасилие – это не о мире, это о самом человеке
    Ненасилие можно правильно понять только в том случае, если рассматривать его как постнасильственную стадию. Если обратиться к ступеням духовного …
  • Costa Rica: 70 years with no army
    Коста-Рика: 70 лет без армии
    Не претендуя на полноту и объективность, позволю себе все же поделиться наблюдениями от знакомства со страной: с самыми счастливыми людьми в мире (по …
  • ненасилие, непротивление злу насилием
    Христианин и армия. Имеем ли мы право убивать и калечить людей?
    Допустимо ли христианину убивать своих врагов? А врагов своих близких и Родины? Грех ли солдату убивать на войне? А искалечить на войне человека? Что, …
  • Андрей Дударев: Наше христианство – замершее
    Впервые об отце Андрее, настоятеле храма Св. Вмч. и Целителя Пантелеймона* при Центральной районной больнице подмосковного Пушкино (105 тыс. жителей), я …
  • Виталий Адаменко: Евангелие однозначно запрещает насилие
    Россия, Санкт-Петербург, февраль 2017 года. Ровно 100 лет спустя вооруженного восстания петроградских солдат и рабочих, именуемого Февральской …
  • ненасилие непротивление невоздаяние
    Монтессори. О чем не расскажут в учебниках
    Для того, чтобы был мир, необходимо воспитывать мир, а не соперничество. На самом деле, полностью фраза звучит так: Todo el mundo habla de paz, pero …
  • Толстой. Дневники. Избранное
    Всем этим бумагам, кроме дневников последних годов, я, откровенно говоря, не приписываю никакого значения… Дневники же, если я не успею более …
  • Плоды ненасилия
    Как быстро приносит свои плоды практическое ненасилие? Ответ: достаточно быстро, если правильно подобрать инструменты. С них и начнем. То, что мы обычно …
  • Не хочу убивать людей. Моя история
    Когда я впервые столкнулся с этой проблемой и господствующим, весьма лояльным, отношением к ней в обществе, то невольно задался вопросом: почему мы …
  • Кесарю — ненасилие
    В местности, где я сейчас нахожусь, землетрясения — не редкое явление. Почти каждую неделю можно слышать подземный гул, легкие подземные толчки …
  • современное толстовство
    Современное толстовство
    Сегодня 7 января – Рождество Христово. День, как нельзя лучше подходящий для того, чтобы рассказать о людях — наших современниках, — …
  • Не страшно?
    Этот вопрос, как правило, задают одним из первых, когда узнают о поиске выхода из насилия и переселении в простую сельскую местность для сведения к …
  • непротивление злу насилием, ненасилие
    Ненасилие — как оно выглядит
    Выход из насилия — как он выглядит? Открывая первую страницу своих записей, мне хотелось бы поделиться с вами удивительным спокойствием и красотой …

                          ТЭГИ

         МАТЕРИАЛЫ И ОЧЕРКИ