О чем не расскажут в учебниках

ненасилие

Для того, чтобы был мир, необходимо воспитывать мир, а не соперничество.

На самом деле, полностью фраза звучит так:

Todo el mundo habla de paz, pero nadie educa para la paz. La gente educa para la competencia, y la competencia es el principio de cualquier guerra.

Все говорят о мире, но никто не обучает миру. Люди учатся конкуренции, а конкуренция – начало любой войны.

Это Пабло Липницки (Pablo Lipnizky), аргентинский педагог и директор Монтессори-школы в Боготе, Колумбия. Цитата взята из фильма Запретное образование, выпущенного в 2012 году и имевшего довольно широкий резонанс в педагогических кругах ряда стран Европы и Латинской Америки.

Что хочется добавить к этим замечательным словам.

Липницки бесконечно прав: все уходит корнями в существующую модель обучения по принципу состязательности, а состязательность – «мать» любого противостояния, в том числе вооруженного. Но есть нечто более ужасное. А именно то, как незаметно нам прививали в детстве лояльное отношение к самому вооруженному насилию и оправдывали его применение. И то, как мы воспроизводим это сейчас на наших собственных детях.

Обучение насилию

Вспомним для начала наше собственное детство. Действительно, никто и никогда – ни наши родители, ни педагоги, ни прочие «взрослые» – не учил нас не нуждаться и не участвовать в поддержке кровавого механизма защиты жизни и родины. Напротив, нас сызмальства убеждали, что его применение оправдано и необходимо. Нас уверяли в допустимости «справедливого» – ответного и превентивного – насилия и угроз, чтобы мы абсолютно спокойно воспринимали их как естественное сопровождение нашей жизни. Мы не учили и не знаем другой истории, где одна битва сменяет другую, где люди уничтожают друг друга за ресурсы и территории, где отвоеванный суверенитет, приращение земель и получение власти возводится в высочайшие заслуги. Мы не учились и не умеем жить без услуг полиции, армии, флота и прочих силовых структур, основной инструмент которых – кровопролитие и угроза его применения.

Повзрослев, мы не только становимся активными участниками, моральной, нравственной и материальной опорой существующего механизма насилия, но и своим безразличием продолжаем поддерживать лояльное отношение к нему у окружающих нас людей – родных, близких, знакомых, друзей, коллег, партнеров…

Однако страшнее другое.

Мы не даем выбора

Вслед за этим мы воспроизводим тот же самый механизм на собственных детях. Мы превращаем их в «должников насилия» с самого рождения. Мы не даем им никакого выбора, с младенчества приучая не замечать и не придавать значения кровавому фундаменту общей безопасности, безропотно оплачивать его на протяжении всей своей жизни, а в самом худшем случае – быть готовыми самим убивать и калечить людей.

Вы учите своего ребенка не отвечать ударом на удар, оскорблением на оскорбление? Учите его быть вежливым, уметь вести дискуссию и прислушиваться к мнению других людей? Возможно, он вырастет воспитанным и сильным человеком, но наравне со всеми будет продолжать участвовать в угрозах и убийствах – изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год. И когда однажды он спросит вас: «Почему ты позволил мне привыкнуть к насилию?», вам нечего будет ему ответить.

Потому что наше преступление против жизни людей относится не только к детям. Оно всеобщее: мы налагаем обязательство и «долг» насилия и на себя, и на других – прежде всего, своих невольных соотечественников и единоверцев. Мы полагаем, что имеем непреложное право на их жизни, которые в действительности нам не принадлежат. Мы опираемся на это наше квази-право, полагая его за истинное право; опираемся на него всей нашей жизнью и всю нашу жизнь.

Причина только ли в системе образования? Или это, в первую очередь, наш собственный страх – посмотреть правде в глаза и хотя бы допустить, что есть альтернатива угрозам и убийствам?

А ведь самое первое этому подтверждение – ближе, чем вы думаете. Я, например, хорошо помню свою прабабушку. Наша с ней история охватывает четыре поколения, т.е. примерно 100 лет. А она, возможно, видела и помнила свою. Если отсчитать так назад (по четыре поколения) всего 10 раз, а потом еще 10 – мы окажемся среди современников Христа. То есть Он от нас всего в двадцати шагах. А многие так вообще носят Его у самого сердца…

непротивление злу насилием ненасилие

NONVIOLENCE.RU
ПЕРВЫЙ ЖУРНАЛ О НЕНАСИЛИИ
на русском языке

 

1 comment

  • Помогая материально той либо иной стороне ведущей военные действия, мы называем это благотворительностью, помощью населению. А не льем ли мы тем самым масло в огонь? А не нуждается ли любоя война в продуктах, медикаментах и т.п. брльше чем в самом оружии? Вопрос: Будет ли это помощь? Когда идёт конфликт? Не ставит ли “помощник” “помогая” свои корыстные интересы?

ПЕРВЫЙ ЖУРНАЛ О НЕНАСИЛИИ
на русском языке

непротивление злу насилием, ненасилие

         МАТЕРИАЛЫ И ОЧЕРКИ

                    in English

                          ТЭГИ