Христианин и армия. Имеем ли мы право убивать и калечить людей?

Допустимо ли христианину убивать своих врагов? А врагов своих близких и родины? Разрешено ли убийство в христианстве? Грех ли солдату убивать на войне? Что, если полициейский убил человека? А что, если это сделал обычный человек?

ненасилие, непротивление злу насилием

Иисус Христос о защите жизни, родины и близких

Давайте разбираться. Спаситель душ человеческих — где и когда Он допустил возможность калечить и убивать? И что (и кого) мы губим при этом: тело или душу, чужую или свою?

Рассмотрим наиболее противоречивые цитаты и ситуации Евангелия, приводимые сторонниками насилия в качестве аргументов “за” силовой способ решения конфликтов.

ВАЖНО! Речь пойдет не о спонтанной реакции на агрессию (далеко не у каждого из нас выработан навык смирения — встречать любого человека с миром и побеждать зло добром), а о сознательной ежедневной защите нашего спокойствия путем вооруженного насилия и угрозы его применения.

▌Сплел бич, выгнал торговцев из храма.
Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли.
Ин. 2:13-16

А теперь ответим на простой вопрос. Кто здесь получил увечья, был ранен, искалечен или убит?

Не упоминается ни один человек, ни одна живая душа — даже животное. Евангелие не уточняет, применил ли Христос насилие (наносил удары либо угрожал этим) или одним лишь гневом своим вызвал в людях страх Божий, пробудил совесть и богобоязнь. Также оно не уточняет, как и для чего использовался бич — выгнать людей или животных, ударами или щелчками (а волы и овцы управляются именно щелчками — если, конечно, погонщик не ставит целью покалечить хозяйский скот). Зато оно по всему тексту уточняет, что Христос никогда ни с кем из людей, даже с самыми нечестивыми, не обращался как со скотиной. А разночтения в слове «также» делают факт угроз и насилия над людьми еще менее достоверным.

▌Кесарю кесарево.
Мф. 22:21 отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу
Мк. 12:17 отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу
Лк. 20:25 отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу

Четкое и дословно совпадающее указание отдавать кесарю кесарево. Оттого еще меньше причин толковать его двояко. Смотрим внимательно, что произошло чуть раньше:

Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны; но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.
Мф. 17:24-27

Во-первых, сам Христос заплатил налог на храм, а не на армию. А значит точку в этом вопросе можно поставить уже сразу.

Однако, во-вторых, Он упомянул о причине: чтобы не соблазнить их. Не соблазнить сборщиков дидрахм осудить вас за то, что не хотите отдать им монету. Чья монета? Римская — кесаря, еврейская — иудейского царя. Кесарем/царем установлен закон: платить подати и пошлины. Ну, так отдайте эту монету слугам царя/кесаря и не соблазняйте их по закону (а главным образом — по причине их собственной слабости) осудить вас или применить к вам силу для того, чтобы забрать ее.

В-третьих, самое главное. То, что упускается из виду наиболее часто. Отдать — значит отдать, а не «взять». Еще раз: есть указание Христа отдавать кесарю кесарево. Но нет ни единого указания брать у кесаря кесарево. Ни единого указания брать у него эту монету и вовлекаться тем самым в насилие, чинимое кесарем наряду с благими делами.

А как же — жить без монет? На этот вопрос тоже есть ответы в Евангелии, и немало. Найти их не составляет труда. В двух словах, речь идет о том, чтобы учиться обходиться:

1) Божьим законом любви
2) Божьими дарами земными

И, наконец, последнее. Почему нет однозначности? Противиться силой — нельзя, а покоряться и платить силе — предписано! На самом деле, никакого противоречия нет. Когда своими деньгами распоряжается кесарь — это зона ответственности кесаря, а не того, кто возвращает ему его же монеты. Когда же своими деньгами распоряжается сам народ — здесь наступает зона ответственности каждого человека.

▌Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Ин. 15:13

Душу свою, а не чужую. Еще раз: душу свою. Не чужую. И именно душу положит — не жизнь (есть все-таки разница между словами). Тем более, не жизнь чужую.

▌Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч.
Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч. Мф. 10:34

Меч как оружие — это всегда увечия или смерть. И что же, Христос принес смерть? Принес войну, ужас, беспорядки? «Оправданное» насилие?

Нет — Он принес Благую весть о жизни вечной и новую заповедь: «да любите друг друга». И сам своей собственной жизнью показал пример силы духа, кротости, любви и невоздаяния злом на зло. Имея своим оружием совсем другой «меч» — духовный, разделяющий Божественную истину и земную ложь.

▌Продай одежду свою и купи меч. Вот, здесь два меча. Довольно.
Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу. Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.

Лк. 22:36-38

Два меча против вооруженной толпы солдат и слуг первосвященника. И этого показалось довольно. Так о каких «мечах» шла речь? См. ответ выше. В дополнение к нему, стоит привести ситуацию, последовавшую вскоре за этим (из которой явствует, что и речи не шло ни о каком вооруженном сопротивлении):

Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого? Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом? И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.

Лк. 22:48-51

▌Взявшие меч от меча погибнут.
И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?

Мф. 26:51-53

Если взять цитату, вырвав ее из контекста («взявшие меч, мечом погибнут»), то в ней и вправду можно увидеть предостережение всем неправедным, поднявшим меч, — о том, что их настигнет меч праведных. Что утверждает существующий порядок вещей: на преступное насилие до́лжно отвечать силой.

Но если посмотреть на всю фразу целиком («…или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?»), то сразу открывается совсем иной ее смысл. Если бы Он хотел защиты, то несомненно получил бы ее свыше. Но Ему не нужна защита путем убийства или калечения людей («возврати меч твой в его место») — и Он предостерегает от нее: «все, взявшие меч, мечом погибнут» — не праведные, не неправедные, а все, взявшие меч. Мечом их погибели будет не меч противника, и даже не меч Отца небесного, а меч собственный: ведь взяв его в руки мы преступаем черту, которую Христос заповедовал не преступать («Любите врагов ваших…»). Мы сами собственноручно губим свою душу этим мечом.

▌Нет явного запрета воинского дела и убийства. Если бы Он действительно запретил насилие, то сказал бы об этом прямо.
Он и не мог об этом сказать — по вполне очевидной причине. Иисус проповедовал среди еврейского народа в то время, когда Иудея находилась под оккупацией. Вся власть была в руках наместника римского императора: все воины, в традиционном понимании, были римлянами или наемниками. В том числе, приходившие на крещение к Иоанну Предтече. Проблемы службы в армии и полиции для иудеев на тот момент просто не существовало.

Впервые она встала тогда, когда появились первые последователи Христа из числа римлян, для которых эта служба была обязательна. Из сохранившихся текстов ранних римских христиан отчетливо видно их отношение к военному ремеслу — оно отрицается как неприемлемое.

Еще один немаловажный факт: у Христа нигде не встречается явного запрета ни на какое занятие, ни на какую «профессию» — будь то воин, мытарь или блудница. Но! Нет и одобрения их. Напротив, Он всегда обращался и шел к таким людям в первую очередь, как к самым нуждающимся в слове Божьем: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» Мф. 9:12 — слова, сказанные Им на пиру среди мытарей. И всегда Он строго порицал наши страхи, слабости и страсти — которые и приводят к возникновению этих «ремесел»: воинского, налогового, продажного.

▌Христос и римский сотник: «…и в Израиле не нашел Я такой веры». Не предписал сотнику оставить свое «ремесло». Как не предписал и отпустить своих слуг.
У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти. Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его. И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу.
Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.
Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры. Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим.
Лк.7:2-10

Начнем с того, что кроме этого сотника и его слуги в Евангелии встречается также свободное упоминание хозяев и рабов. Например, в притче о «хозяине и рабе, получившем 5 талантов». Будем полагать, что этим Он одобрял рабовладение и рабство?

По сути же дела, здесь вполне уместно процитировать ответ на предыдущий вопрос: у Него нигде не встречается явного запрета ни на какое занятие, ни на какую «профессию» — будь то воин, мытарь или блудница. Но нет и одобрения их. Напротив, Он всегда обращался и шел к таким людям в первую очередь, как к самым нуждающимся в слове Божьем: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» Мф. 9:12 — слова, сказанные Им на пиру среди мытарей. И всегда Он строго порицал наши страхи, слабости и страсти — которые и приводят к возникновению этих «ремесел»: воинского, налогового, продажного.

▌Блаженны миротворцы.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Мф. 5:9

Не так уж редко можно встретить интерпретацию данного фрагмента как побуждение к «миротворчеству» исходя из смысла, вкладываемого это в слово сегодня. А именно, к установлению мира силой оружия. Но об этом у Христа нет ни единого слова; миротворцы — дословно, мир творящие вокруг себя люди, сглаживающие конфликты и ссоры, примиряющие враждующих.

▌Воинам: идите и никого не обижайте.
Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.
Лук. 3:14

Это слова Иоанна Предтечи, человека ветхозаветной морали. Возвестившего приход Христа, но не знавшего и не могущего знать Нового Завета. В котором нет ни слова, ни дела Христа, оправдывающего вооруженное насилие или побуждающего к нему.

▌Всякая власть от Бога. Начальник не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. Для сего вы и подати платите.
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.
Итак отдавайте всякому должное: кому пóдать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.

Рим.13:1-7

Данный фрагмент не есть часть Евангелия — он отражает попытку людей жить сообразно заповедям Христа уже после Его казни. Это слова апостола Павла — человека, который, в отличие от 12 ближайших учеников Иисуса, не сопровождал Его на земном пути. Слова человека с очень непростым прошлым (фарисей, активный гонитель первых христиан), и могущего ошибаться, как ошибается всякий ученик, как не раз и не два ошибались все ученики Христовы.

Здесь, в принципе, можно было бы поставить точку.

Однако, несмотря на очевидный пафос отмщения и воздаяния злом на зло, оставляемых Павлом не-христианам, можно разглядеть здесь и попытку примирить учеников Христа с видимой несправедливостью мира, не прибегая к сопротивлению. Посмотрим, что идет сразу за этим:

Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.
Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.
Рим.13:8, 10

Дальше — больше. Ту же тональность мы встречаем у апостола Петра:

Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей.

Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу.

1 Пет. 2:13-15, 18-20

Итак, не противьтесь никакой власти — и любите других, делайте добро. В любых обстоятельствах, при любой власти. Власть попирает закон Божий, справедливость, бесчинствует? Любите других, а власти не противьтесь. Власть принуждает к нарушению закона любви? Любите других, а власти не противьтесь.

Как такое возможно?

«Начальник есть Божий слуга». У Господа есть как слуги добрые, так и нерадивые. Добрый слуга не во вред тебе, а нерадивому — не противься. Гонит нерадивый начальник за то, что не хочешь делать зла? Так не делай зла, не соглашайся с ним, но силой и злом этой власти не противься. Схватили и мучают тебя? Принуждают убивать людей или участвовать в этом? Не делай этого — не убивай. Люби других. А силой и злом этой власти не противься.

Как не противился земной власти Христос.

▌Это особый путь Сына Божьего — не для нас, грешных
Чрезвычайно распространено мнение о том, что ненасилие Христа — не прямое руководство к действию для каждого, а особый путь Сына Божьего. Что такое ненасилие не для нас и нам не под силу. Где Христос, а где мы, грешные. Не дерзай на Его путь!

Что же, тогда и остальные уроки, которые Он преподал нам — не для нас:

  • То, как Он не лгал — не для нас. Не лгать по силам лишь Сыну Божьему.
  • То, как Он любил ближних — не для нас. Любить по силам лишь Сыну Божьему.
  • То, как Он терпел наши пороки и слабости — не для нас. Терпение по силам лишь Сыну Божьему.
▌Нашли еще одно спорное место Евангелия?
Напишите об этом в комментариях.

Для всестороннего изучения темы рекомендую ознакомиться:

Оцените статью
[Рейтинг: 0]

2 комментария

 

  • Абсолютно все верно! Государство как таковое не только не станет считаться с тысячями ради своих интересов, но и его система защиты, охраны и т.п. находит пути своего. За счёт сотен тысяч решаеться свое личное обогащение, карьера. Примеров тому столько на сегодняшний день сколько пищинок на пляже. Вопрос: А поступил бы так Бог? Ответ очевиден.

непротивление злу насилием, ненасилие

                          ТЭГИ

         МАТЕРИАЛЫ И ОЧЕРКИ